Мнение "правовых экстремистов" о ситуации на рынке долевого строительства.

            Традиционно так сложилось, что для наших граждан покупка жилья -   возможно, важнейшее приобретение в жизни. К этому стремятся, ставят своей целью и откладывают на неё средства, берут крупные многолетние кредиты в банках и участвуют в финансировании новостроек, начиная с котлованов.              
            В период экономической нестабильности приобретение жилья стало едва ли не единственным объектом инвестирования, доступным и понятным для тысяч граждан, не имеющих навыков общения с фондовыми рынками, не доверяющих банковским инвестиционным программам.
            Казалось бы, все предельно просто. Находишь подходящий объект недвижимости - подходящую по стоимости и характеристикам квартиру в строящемся доме; вносишь свои сбережения, при необходимости добавляешь средства, взятые в банке по ипотечной программе; подписываешь договор долевого строительства с компанией - застройщиком и ждёшь сдачи объекта в эксплуатацию в оговорённые сроки. Дальше приятные хлопоты по финишной отделке квартиры и вот она - желанная недвижимость, вселяйся и живи!
            И действительно, рынок откликнулся на массовый спрос небывалым предложением квартир в новостройках. Десятки объектов в одном только Владимире. Изучай, выбирай по своим возможностям и потребностям. Многочисленные риэлтерские компании распахнули свои супермаркеты новостроек. Банки готовы не только выдать кредит, но и подобрать необходимую квартиру. Наконец, сами застройщики активно предлагают жильё, в возводимых ими, жилых кварталах. Все настолько заманчиво, что даже те, у кого едва хватает собственных денег  для получения ипотеки, зачастую решаются на участие в долевом строительстве.

            Да и что может смущать? Компании - застройщики на слуху не один год. Возглавляют их лица с уважаемыми в области фамилиями. Ничего, что меняются иногда названия, все ведь знают, кому принадлежат эти строительные фирмы. Снижается ипотечная ставка, стоимость возводимого жилья тоже не растёт стремительными темпами. И даже падающая платежеспособность, не пугает будущих дольщиков.

            Да, так ведь и есть, для многих это единственный шанс получить желаемое жильё!
И, казалось бы, все хорошо. Деньги найдены, переданы раскрученной, чуть ли не администрацией города,  компании - застройщику, строй и радуй новыми квартирами участников долевого строительства!

            Ан нет.                                  
            Приходит срок сдачи долгожданного дома, а там тишина. И стройка-то не шатко - не валко, и благоустройством не пахнет. А дольщики, хоть народ и терпеливый, но на терпение тоже средства нужны (ипотека с процентами, съемное жильё, да куча других расходов на похудевшую в кризис зарплату).

            И вот уже звучат справедливые вопросы: когда будет закончено строительство? Где обещанные квартиры? Кто компенсирует затраты на затянувшееся вынужденное ожидание? И куда ушли деньги, которые исправно и в срок заплатили?  Вопросы адресованы как к уважаемым застройщикам, так и к не менее уважаемым властям города.

           Сдают нервы - люди ищут помощи и поддержки, обращаясь,  в общественные организации, призванные защищать интересы и права граждан. А где же ещё искать защиты, если на вопросы ответ от застройщиков один: ждите и не ропщите, а то вообще не построим! Не качайте свои права - не раскачивайте лодку, ибо кризис!.. Можем обанкротиться. И тогда вовсе не видать вам свои квартиры!
            Такие вот недетские капризы обиженных кризисом строительных магнатов. И не смущает их, что на строительство изначально собран бюджет, значительно превышающий сметную стоимость возводимого жилья. Коммерческий интерес продавца никто не отменял. Не по себестоимости же квартиры проданы дольщикам.

            Конечно, проще все списать на кризис, прикрывая тем самым вложения собранных средств в непрофильные активы. Но, господа строительные коммерсанты,  основную-то деятельность - строительство тоже финансировать нужно. Как же иначе с дольщиками расходиться? Они же, как ни как - стороны по договору. Традиционный расчет на «авось» в кризис не срабатывает. Концессионерам, вложившим последнее, а часто и заемное, тоже нелегко кризис дается.
           Не получается терпеть. Пошли люди искать правды, вспомнили про общественные организации и про суды.
           И вот уже первые рассмотрения, справедливые решения о выплате компенсаций по нарушенным срокам договоров. Казалось бы, есть повод задуматься об исполнении обязательств горе - статусным застройщикам. Есть возможность показать свою лояльность и законопослушность, исполнив решение суда по искам своих же дольщиков, заметьте, не требующих финансовых отчетов за неизвестно куда ушедшие средства.  Но законное течение дел так не желанно нашим строй - коммерсантам, что они всю энергию и связи направили на запугивание людей.

            С новой силой слышатся увещевания дольщиков, не обращаться с исками в суды, иначе бюджет их не выдержит и квартиры вообще не будут достроены. Обращайтесь, мол, после сдачи объектов, там все и решим…
            Вот только, за счет каких средств исполнятся будущие иски после сдачи домов, не понятно. Счета строительных организаций, пополняющиеся  на сегодня за счёт единичных продаж оставшихся  непроданными квартир, к тому времени вовсе оскудеют. Вряд ли структуры, аффилированные с уважаемыми личностями, наполнят счета должников, чтобы вернуть неустойку обманутым жильцам.
            И как же в такой ситуации поступать организациям, деятельность которых направлена на защиту интересов граждан?

            Обращения множатся с каждым днем, вскрываются все новые и новые факты нарушений, а то и прямого обмана дольщиков. И в это время общественникам предлагается замалчивать их, включиться в общую компанию по утиранию «крокодильих слез» тем, кто умышленно не исполняет свои обязательства.

            Уже и охота на ведьм открыта. И объект охоты обозначен: "Правовые экстремисты", будоражащие умы и сердца дольщиков, мешающие " по-свойски" договариваться с людьми, предлагать им разного рода сомнительные схемы.
            С чем только не приходится сталкиваться при рассмотрении вопросов.

            Это и махинации со сроками сдачи объектов. Когда, например, в договорах долевого участия вообще отсутствовала дата сдачи объекта в эксплуатацию, и лишь после нарушения сроков, указанных в проектной декларации, будущим владельцам предлагалось подписать соглашения с указанием новой даты сдачи дома и ничего не говорилось о фактическом нарушении задекларированного ранее срока. Однако, новые сроки все равно не исполнялись.
Это и вручение актов передачи жилья владельцам, в то время, как многоквартирный дом ещё не сдан в эксплуатацию. Расчёт, видимо, на то, что обязательства перед дольщиками по срокам сдачи, вообще не будут действовать. Можно и вовсе не торопиться...

Это и перекладывание бремени содержания, затянувшегося к сдаче объекта строительства, на плечи дольщиков. Мало того, что люди несут непредвиденные расходы из-за невозможности пользоваться своим жильем, так им ещё и потребление энергоносителей и т.п. предлагают оплачивать из своего кармана. Не получил, а уже плати.
            Вообще, тотальное не информирование дольщиков об их правах и обязанностях по договору и многочисленные попытки скрыть истинное положение дел с возводимыми объектами строительства, стали практически нормой во взаимоотношениях застройщиков со своими "заказчиками".
            Не просто складываются отношения и в случае расторжения дольщиками ДДУ.

           Так, после подачи дольщиком документов в «Росреестр» об отказе от договора долевого участия, застройщик пытался через суд признать действия дольщика незаконными! Суд не согласился с мнением застройщика и признал право дольщика на расторжение договора, а также на получение компенсаций за пользование его средствами и понесённый ущерб. Но даже это не остановило застройщика, который во время разбирательства продал квартиру другому лицу, увел со счета организации деньги и не оплачивал дольщику назначенную судом компенсацию и штрафы. Потребовалось немало усилий, чтобы найти свободные средства, возможные к взысканию, на одном из счетов строй - магната.
            Мы умышленно не называем фамилий и названия строительных объектов и организаций. Ведь, к сожалению,  вышеизложенное касается весьма значительного числа дольщиков и характерно для многих, не сданных в срок, объектов жилищного строительства. К несчастью, многие узнают в указанных ситуациях свои проблемы. И, возможно, вспомнив о том, что, внося средства за будущую квартиру, получали на руки договор займа, задумаются, кого они освобождали тем самым от уплаты налогов. Не того ли, кто сегодня настоятельно рекомендует им молчать и не вспоминать о своих нарушенных правах, ссылаясь на тяжелое положение в экономике?
            А вылечим ли мы свою экономику, если не будем делать шаги для исправления менталитета наших, не слишком ответственных застройщиков, не заявляя о своих правах и продолжая подписывать сомнительные согласительные документы?
            Думается, в каждой общественной организации, призванной защищать права граждан, найдётся множество фактов, подтверждающих и дополняющих наши рассуждения.

            Однако, - не перечисление обличительных фактов является нашей общей целью, не тем более, - желание обрушить строительный рынок области. Не среди общественных организаций нужно искать ростки экстремизма и алчности! Силами правозащитных общественных структур  делается робкая попытка обозначить попранные права законопослушных граждан в таком важном для нас вопросе, как приобретение жилья!
            Уважаемые господа застройщики, не пора ли понять, что время шальных денег и бездумных участников долевого строительства прошло? Не только вам становится сложно применять, работавшие ранее, схемы финансирования. Поверьте, тяжело и тем, кто честно зарабатывает совсем небольшие деньги, берет долгосрочные кредиты и покорно ждёт честного исполнения вами своих обязательств.
            Не пора ли научиться принимать во внимание интересы дольщиков и быть готовыми платить по счетам, компенсируя, наносимый вашими действиями или бездействием, материальный и моральный ущерб своим согражданам?